Инструкция по охране труда при проведении водолазных работ

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного проведения водолазных работ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К водолазным спускам и работам допускаются лица, имеющие водолазную квалификацию, присвоенную Водолазной квалификационной комиссией.
1.2. Все виды водолазных работ относятся к работам с повышенной опасностью, производятся по наряду-допуску, который выдает руководитель водолазных работ.
1.3. Руководитель водолазных работ назначает руководителя спусков, состав водолазной группы, лиц, обеспечивающих спуски и медицинское обеспечение.
1.4. До начала спусков должен быть определен состав используемых технических средств, водолазного снаряжения и имущества, которые подвергаются периодическим осмотрам и проверкам.
1.5. Обязательное медицинское обеспечение водолазных спусков и работ включает первоначальное и периодическое освидетельствование водолазов, контроль за состоянием здоровья, питанием, режимом труда и отдыха водолазов, наблюдение за выполнением санитарно-гигиенических требований к организации спусков и работ, присутствие медицинских работников у места спусков и оказание медицинской помощи водолазам при специфических заболеваниях.
1.6. Во время водолазных спусков и работ в местах возможного движения судов поднимаются соответствующие международные сигналы (днем фигура: шар-ромб-шар, флаг «Альфа», ночью: световая гирлянда из красного-белого-красного огней). Указанные дневные и ночные сигналы обязывают проходящие суда не приближаться к месту водолазных спусков и работ ближе, чем на 50 м и следовать вблизи него малым ходом. В случае, когда существует препятствие для прохода судов, должны подниматься дополнительные сигналы для указания стороны, с которой проход свободен: два черных ромба или два круговых зеленых огня, а для указания стороны, в которой имеется препятствие — два черных шара или два круговых красных огня.
1.7. Руководитель водолазных работ, выдающий наряд-допуск, устанавливает необходимость и объем работ с повышенной опасностью и отвечает за достаточность указанных в наряде-допуске мер безопасности, соответствие характеру работ квалификации работников, выполняющих обязанности руководителя водолазных спусков, ответственного исполнителя работ, организацию работ. Руководитель водолазных спусков определяет состав работающих, осуществляет надзор за безопасным производством работ, отвечает за достаточность принятых мер безопасности перед спусками, правильность допуска работающих.
1.8. При обнаружении в ходе работ нарушений правил техники безопасности спуски и работы должны немедленно прекращаться. Их продолжение допускается только после полного устранения обнаруженных недостатков.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Спуски водолазов должны производиться с катера или шлюпки достаточных размеров для размещения снаряжения и установки водолазного трапа и спускового конца. В зависимости от целей спусков должны быть установлены подкильные концы, трапы, рабочие водолазные беседки, а также декомпрессионные беседки. При спусках в ночное время, кроме подводного освещения, должно быть обеспечено наружное, особенно места спуска водолаза в воду.
2.2. Перед началом спусков должны быть измерены глубина, температура воды и воздуха, если необходимо – скорость течения и ветра.
2.3. В подготовку места спусков входит подъем сигналов о водолазных спусках и работах.
2.4. Шлюпка у места водолазных спусков предназначена для оказания помощи спускающемуся водолазу и приема на борт. Шлюпка обязательно должна находиться у места спусков при использовании спусковой беседки, наличия течения и волнения, а также при удалении места работы водолаза от места спуска (спускового конца), шлюпка необходима для подачи инструмента и др. предметов.
2.5. Начало водолазных работ объявляется командой по кораблю с записью в вахтенном журнале корабля. Приказание командира должно запрещать во время работ проворачивание гребных винтов, пользование оборудованием, выдвигающимся за пределы обшивки корпуса, открывание кингстонов в районе работы водолаза, перешвартовывание кораблей, выбирание или вытравливание якорных цепей, включение гидролокационных и гидроакустических станций связи, кроме водолазных.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Перед погружением спускающийся водолаз должен получить от руководителя спусков подробные сведения о характере и порядке выполнения задания, инструктаж по охране труда как при спуске, так и при выполнении предстоящих работ.
3.2. При погружении в воду, нахождении в ней и подъем спускающийся (работающий) водолаз и лица, обеспечивающие его спуск, должны выполнять следующие требования безопасности:
— сигнальный конец после его закрепления на водолазе должен находиться непрерывно в руках у обеспечивающего, а его коренной конец должен быть закреплен у места спуска;
— передача сигнального конца обеспечивающим другому лицу может производиться только с разрешения руководителя спуска, при этом стоящий на сигнальном конце должен запросить водолаза, подав сигнал «Как себя чувствуешь», и передать сигнальный конец сменяющему, который должен получить ответ работающего водолаза;
— при сходе по трапу или спуске на беседке водолаз должен задерживаться для проверки общей герметичности снаряжения, которую выполняет обеспечивающий водолаз;
— при спуске в плавательном комплекте снаряжения после проверки герметичности водолаз должен сойти с трапа и, удерживаясь за него рукой, проверить свою плавучесть;
— перейдя с трапа на спусковой конец, водолаз должен удерживаться на нем ногами и, перебирая руками, спускаться со скоростью 5-8 м/с в зависимости от степени натренированности;
— запрещается спуск водолаза на сигнальном конце и водолазном шланге;
— если водолаз почувствует давление в ушах или в области придаточных полостей носа во время погружения, он должен немедленно остановиться и подать сигнал «Прекратить спуск», по которому обеспечивающий должен выбрать сигнальный конец втугую и удерживать так или подобрать на 1-2 м до получения сигнала от водолаза «Продолжай спуск»;
— в случае если ощущение давления на уши и придаточные полости носа не исчезает, спуск должен быть прекращен, и водолаз должен быть поднят на поверхность;
— спустившись на грунт или объект работы, водолаз должен убедиться в исправности снаряжения, осмотреться и подать сигнал «Я на грунте», «Чувствую себя хорошо»;
— обеспечивающий должен следить за местонахождением водолаза и не реже, чем через 2 мин. запрашивать его о самочувствии;
— любая подача водолазу предметов, перемещение грузов под водой, работы со стропами и другими устройствами могут производиться только с разрешения водолаза, находящегося в воде;
— при нахождении в воде водолаз должен непрерывно наблюдать за своим снаряжением, а обнаружив неисправности, немедленно прекращать спуск и выходить наверх;
— во время спуска в автономном легководолазном снаряжении при срабатывании указателя минимального давления или другого устройства, предупреждающего водолаза об израсходовании рабочего запаса воздуха, он должен немедленно выходить на поверхность.
3.3. При подъеме водолаза должны соблюдаться следующие требования безопасности:
— о прекращении спуска по истечении допустимого времени пребывания на глубине или по другим причинам водолаз должен быть предупрежден за 2 мин.;
— водолаз должен подниматься по спусковому концу со скоростью не более 8 м/с в соответствии с требованиями водолазных таблиц;
— проходить декомпрессию в воде можно только на декомпрессионной беседке;
— при раздевании водолаза на поверхности обеспечивающий держит сигнальный конец в руках до тех пор, пока его не снимут с водолаза.
3.4. Руководитель водолазных работ, руководитель спусков должны непрерывно наблюдать за внешней обстановкой, в первую очередь, за состоянием ветра и волнения, с тем, чтобы до их усиления своевременно принять меры к прекращению спусков. Если водолаза поднимают при усилении ветра и волнения до предельных величин, необходимы особые меры по удержанию плавсредства, с которого ведутся спуски, на месте или к максимальному сокращению его дрейфа. Качкой рыскание судна создают неравномерное натяжение рабочих концов, и водолаз подвергается неравномерным рывкам, что значительно затрудняет выполнение работ под водой. Судно следует ставить носом к волне или, используя дополнительные якоря и швартовы, развернуть таким образом, чтобы место спуска было на подветренном борту.
3.5. Опасны для водолаза удары о трап и борт судна при спуске в воду подъеме из воды. Одновременно с сигнальным концом следует использовать оттяжку (второй сигнальный конец), которую подают водолазу со шлюпки или другого обеспечивающего средства. С помощью оттяжки, которую водолаз держит в руках, его оттягивают от трапа и борта судна сразу после погружения. В дальнейшем водолаза удерживают так, чтобы предохранить его от возможных рывков и ударов о борт. После спуска на глубину, где волнение оказывается меньше, водолаза подводят к спусковому или подкильному концу, держась за который он и спускается к месту работ. Поднимают водолаза из воды в обратной последовательности. При подъеме водолаза по трапу следует помогать ему, выбирая сигнальный конец.
3.6. При подъеме должна быть обеспечена декомпрессия, которая, при наличии камеры, проводится на поверхности. При отсутствии декомпрессионной камеры выдержки проводят в воде: на глубине 9 м в течении суммарного времени. положенного по выбранному режиму для остановок на глубинах 3.6 и 9 м.
3.7. Сложными считаются водолазные спуски и работы в ночное время (плохая видимость под водой и трудность наблюдения за действиями водолаза), при течении и волнении, подо льдом и в стесненных условиях.
Место спуска и особенно поверхность воды должны освещаться до¬статочным количеством источников света. При отсутствии светильника водолаз должен иметь ручной подводный фонарь.
3.8. Поскольку обеспечивающему водолазу трудно наблюдать за работающим водолазом по сигнальному концу и выходящим пузырям воздуха, то необходимо поддерживать телефонную связь. Страхующий должен требовать от водолаза доклада о всех его действиях и перемещениях и, свою очередь повторять их громким голосом.
3.9. Спуски водолазов разрешаются при скорости течения не более 2 м/с с обязательным использованием приспособлений и устройств, облегчающих выполнение подводных работ и обеспечивающих безопасность водолаза. На глубинах до 20 м плавательное средство, с которого будет производиться спуск водолазов, устанавливают на 2 якоря (носовом и кормовом) при вытравленных якорных цепях на длину 8-10 глубин так, чтобы место работы было несколько ниже по течению от кормы судна.
3.10. Для проведения спусков в стесненных условиях, например, в отсеках аварийных и затонувших судов, а также внутри подводных сооружений водолазов нужно ознакомить с расположением частей объекта и заранее установить пути входа и выхода. Находясь под водой, водолаз должен тщательно наблюдать за чистотой сигнального конца и шланга, требуя от обеспечивающего поддержания их без слабины. В сильно загроможденные отсеки, а также при сложном пути движения одновременно спускают двух водолазов для оказания в случаях необходимости помощи друг другу. Один из водолазов выполняет работу, а другой, находясь на некотором удалении от первого, держит в руках его сигнальный конец, выполняя обязанности страхующего.
3.11. При спусках водолазов в сложных условиях с судов и высоких сооружений у места работ должна находиться шлюпка с командой, готовой к немедленному принятию водолаза с воды на борт.
3.12. Допустимая продолжительность работы водолаза под водой зависит от физической нагрузки и глубины погружения. Руководитель спусков производит расчёт продолжительности работы водолаза под водой на каждый спуск.
3.13. Продолжительность отдыха водолазов после выполнения подводных работ устанавливается в зависимости от их тяжести, времени выполнения и глубины погружения.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При запутывании сигнального конца и шланга водолаз должен их распутать и только после этого продолжить работу. Если он не сможет сделать самостоятельно, к нему спускают на помощь второго водолаза. Если второй водолаз не сможет распутать шланг и сигнальный конец, их отрезают. Оказывающий помощь водолаз обрезает сигнальный конец с обеих сторон от места запутывания и связывает обрезанные концы. Если сигнальный конец можно обрезать только со стороны запутывающего водолаза, то второй водолаз привязывает отрезанный конец к своему сигнальному концу и обоих водолазов поднимают на поверхность.
4.2. Выбрасывание водолаза на поверхность возможно в случае внезапной потери грузов ил галош, а также при спусках на сильном течении. Если водолаз не может удержаться на глубине, то обеспечивающий водолаз должен как можно быстрее выбрать сигнальный конец, чтобы удержать водолаза на поверхности. На сигнальном конце его подтягивают к трапу и помогают выйти наверх.
4.3. Проваливание водолаза на глубину может произойти при его срыве со спускового или подкильного конца. Резкое увеличение глубины погружения, следовательно, внешнего давления, опасно из-за возможного обжатия водолаза. Сорвавшись с конца, водолаз должен дать сигнал тревоги. Обеспечивающий водолаз должен как можно быстрее выбрать сигнальный конец, чтобы удержать водолаза на месте и, если требует водолаз, поднять его на поверхность.
4.4. При повреждении гидрокомбинезона водолаз должен принять вертикальное положение и выйти наверх. При попадании воды в шлем, водолаз должен принять такое положение, чтобы его рот был в воздушной подушке, и выходить на поверхность.
4.5. При выходе из строя дыхательного автомата водолаз должен подать сигнал тревоги и поднимать или всплывать на поверхность, сбрасывая грузы и галоши, а если необходимо, то и дыхательный аппарат. Задержав в первые мгновения дыхание, водолаз во время подъема или всплытия должен свободно выпускать из легких расширяющий воздух. По сигналу тревоги обеспечивающий должен выбирать сигнальный конец. Когда дыхательный автомат начинает непрерывно подавать воздух под давлением, водолазу следует по возможности вынуть загубник изо рта, держа его у неплотно сжатых губ, осторожно делать вдох, при этом он должен прекратить работу и выходить на поверхность.
4.6. Свободное всплытие допускается только в том случае, когда водолаз полностью лишен подачи воздуха для дыхания. Этот способ сложен и опасен, основан на использовании запаса воздуха, находящегося под давлением в легких человека.
4.7. Всплытие на поверхность при полной остановке дыхания и закрытых дыхательных путях невозможно, так как с уменьшением внешнего давления воздуха в легких он начинает расширяться, что может привести их к повреждению (баротравме). Поэтому водолаз при всплытии должен непрерывно выпускать из легких расширяющийся воздух. Кроме того, необходимо регулировать скорость всплытия так, чтобы она была не слишком малой и не слишком большой; во избежание заболевания декомпрессионной болезнью. Надо подниматься, не обгоняя всплывающих пузырьков воздуха.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Спусковые, ходовые и сигнальные концы после спусков должны быть просушены, свернуты в бухты или намотаны на вьюшки, зачехлены или убраны в закрытое помещение. Инструмент, используемый для выполнения водолазных работ, протирается ветошью и после просушки сматывается и убирается на штатные места. Оборудование спускоподъемных устройств приводится в исходное положение и раскрепляется по-походному.
5.2. Водолазные дыхательные аппараты после спусков должны быть промыты пресной водой и просушены, после чего должны быть заряжены, заглушены и уложены на штатные места. Появляющийся на узлах и корпусе аппаратов налет солей и окислов должен сниматься.
5.3. Водолазные шланги после спусковдолж6ны продуваться воздухом, укладываться в бухты на деревянных подкладках, на барабаны вьюшек или в корзины и после сушки зачехляться.
5.4. Гидрокомбинезоны после спусков должны быть промыты пресной водой, просушены снаружи и изнутри и развешаны на вешалках для хранения. Допускается хранение гидрокомбинезонов после просушки в сложенном виде.
5.5. Водолазные телефонные станции после окончания спусков должны быть отключены от источников питания, а на выходные штепсельные разъемы навернуты заглушки.
5.6. После окончания спусков и приведения водолазной техники, снаряжения и имущества в порядок, руководитель спусков и руководитель водолазных работ подписывают наряд-допуск.
5.7. Питание водолазов должно быть организовано так, чтобы каждый водолаз имел возможность получать горячую пищу за 2 часа до начала спуска, а также после подъема на поверхность. В рацион питания в день спусков не должны входить продукты, вызывающие усиленное газообразование в кишечнике.
5.8. Количество спусков одного водолаза за рабочий день не должно превышать:
— на глубины до 6 м – 8 спусков;
— на глубины 6-12 м – 6 спусков;
— на глубины 12-20 м – 4 спуска.
5.9. Общее количество пребывания под водой не должно быть более 6 часов.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда