Инструкция по охране труда при работе с ультрафиолетовыми бактерицидными облучателями открытого типа

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасной работы с ультрафиолетовыми бактерицидными облучателями открытого типа

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К эксплуатации ультрафиолетовых бактерицидных облучателей открытого типа (далее – облучатель) допускается персонал старше 18 лет, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, изучивший паспорт и инструкцию по эксплуатации, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже 1 раза в 3 месяца необходимо пройти повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в 12 месяцев – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. Эксплуатация облучателя допускается в помещениях высотой не менее 3 м, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, либо с наличием условий для интенсивного проветривания через оконные проемы, обеспечивающие однократный воздухообмен за время не более 15 мин.
1.4. Стены и потолок в помещениях, оборудованных облучателями открытого типа, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к ультрафиолетовому излучению (далее – УФ-излучение).
1.5. Облучатели открытого типа предназначены для обеззараживания помещений только в отсутствие людей или при их кратковременном пребывании в помещении, должны иметь акт о вводе в эксплуатацию.
1.6. Облучатель должен включаться в розетку, имеющую заземленный контакт. При колебаниях напряжения сети выше или ниже 10% от номинального значения эксплуатация бактерицидного облучателя не допускается. Все работы по обслуживанию и ремонту должны производиться только после отключения прибора от питающей сети.
1.7. Необходимо осуществлять чистку от пыли поверхности отражателя и колбы лампы. Протирка от пыли и замена ламп должна проводиться ежемесячно при отключении облучателя от сети.
1.8. На персонал, работающий с облучателем, воздействуют следующие вредные и опасные производственные факторы:
— УФ-излучение;
— озон;
— пары ртути (при нарушении целостности бактерицидных ламп).
1.9. Персонал, выполняющий обеззараживание с помощью облучателя, должен быть обеспечен защищающими глаза и кожу от УФ-излучения: спецодеждой, лицевой маской, очками со светофильтрами, перчатками.
1.10. С целью исключения случайного облучения персонала УФ-излучением необходимо устанавливать в обеззараживаемом помещении устройство, блокирующее подачу питания прибора при открывании двери, либо подключать прибор к питающей сети через розетку-таймер (устройство, блокирующее подачу питания через фиксированное время после включения прибора).
1.11. Обеззараживаемые помещения для оповещения о прохождении процесса УФ-облучения должны быть оснащены информационными табло или табличками с надписью “Не входить. Идет облучение ультрафиолетом”, которые должны располагаться вне помещения над входной дверью.
1.12. Бактерицидные лампы с истекшим сроком службы или вышедшие из строя должны быть заменены новыми.
1.13. В бактерицидных лампах, которыми оснащен прибор, содержится ртуть, поэтому при установке или замене ламп требуется соблюдать осторожность и не допускать механических повреждений колбы.
1.14. Использованные бактерицидные лампы должны храниться в отдельном помещении в закрытой герметичной таре и сдаваться на утилизацию ответственным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения, по договору организации, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по сбору и утилизации медицинских отходов класса “Г”.
1.15. В помещении, в котором эксплуатируется облучатель, должен вестись журнал регистрации и контроля с регистрацией проверок бактерицидной эффективности облучателя, концентрации озона и данными учета продолжительности работы бактерицидных ламп.
1.16. Персонал, осуществляющий обеззараживание с помощью облучателя, обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.17. При любых неисправностях прибора и любой ситуации, представляющей угрозу для окружающих, персонал обязан немедленно сообщить об этом руководителю отделения.
1.18. Ответственность за выполнение настоящей инструкции несет руководитель отделения, в ведении которого находится помещение с установленным облучателем.
1.19. Персонал должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
1.20. Запрещается употреблять, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.21. Курить разрешается только в специально установленных и оборудованных местах.
1.22. Опасные и вредные производственные факторы:
1.23. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду и проверить наличие и состояние средств индивидуальной защиты.
2.2. Проверить в журнале по записям контроля часов горения ламп выработку ресурса.
2.3. Увеличить при необходимости значение длительности облучения. В случае истечения сроков эксплуатации следует произвести замену ламп.
2.4. Убедиться в отсутствии людей, животных, живых растений в помещении, в котором необходимо провести УФ-обеззараживание.
2.5. Осмотреть розетку и штепсельную вилку прибора. При неисправностях и повреждениях розеток и штепсельных вилок не приступать к работе и вызвать обслуживающий электротехнический персонал.
2.6. Выбрать в зависимости от типа помещения уровень бактерицидной эффективности:
— помещения категории I – операционные, предоперационные, родильные, помещения централизованных стерилизационных отделений, детские палаты роддомов, палаты для недоношенных и травмированных детей – 99,9%;
— помещения категории II – перевязочные, комнаты стерилизации и пастеризации грудного молока, палаты и отделения для иммуноослабленных больных, палаты реанимационных отделений, бактериологические и вирусологические лаборатории, станции переливания крови, фармацевтические цеха – 99%;
— помещения категории III – палаты, кабинеты и другие помещения медицинских учреждений, не относящиеся к категориям I и II, – 95%;
— помещения категории IV – детские игровые комнаты, школьные классы, бытовые помещения промышленных и общественных зданий с большим скоплением людей при длительном пребывании – 90%;
— помещения категории V – курительные комнаты, общественные туалеты, лестничные площадки – 85%.
2.7. Определить минимальную длительность работы облучателя для достижения бактерицидной эффективности как отношение объема воздуха в обеззараживаемом помещении к производительности облучателя.
2.8. Выбрать режим УФ-облучения:
— длительность эффективного облучения воздуха в помещении во время непрерывной работы открытого облучателя, при которой достигается заданный уровень бактерицидной эффективности, в пределах 0,25–0,5 ч.
— при использовании в повторно-кратковременном режиме, на время облучения в пределах 0,25–0,5 ч люди должны покинуть помещение, при этом повторные сеансы облучения должны проводиться через каждые 2 ч в течение рабочего дня.
2.9. Выйти из помещения, закрыть за собой дверь и включить прибор (подача и отключение питания бактерицидных установок осуществляется с помощью отдельных выключателей, расположенных вне помещения, которые сблокированы со световым табло над дверью).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время проведения сеанса облучения над входом в помещение включить световое табло: «Не входить. Идет облучение ультрафиолетом» или вывесить табличку с надписью, предупреждающей о протекании процесса УФ облучения в данном помещении.
3.2. Обеспечить отсутствие доступа в данное помещение во время работы облучателя персонала учреждения и пациентов.
3.3. Контролировать длительность облучения.
3.4. По истечении времени выключить облучатель. Не следует прикасаться к штырькам штепсельной вилки в течение 2-3 сек. после отключения прибора.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения характерного запаха озона необходимо:
— немедленно отключить питание облучателя от сети;
— включить вентиляцию или открыть окно для тщательного проветривания до исчезновения запаха озона;
— включить облучатели и через 1 ч непрерывной работы (при закрытых окнах и включенной вентиляции) провести замер концентрации озона или проконтролировать наличие запаха;
— при превышении предельно допустимой концентрации или наличии стойкого запаха озона прекратить эксплуатацию облучателя и заменить лампы.
4.2. При выходе из строя ламп или стартеров их необходимо заменить.
4.3. Соблюдать осторожность и не допускать механических повреждений колбы при установке или замене ламп.
4.4. В бактерицидных лампах содержится ртуть. В случае разбития лампы обработать место утечки ртути 1% раствором марганцевокислого калия.
4.5. При несчастном случае следует:
— освободить пострадавшего от воздействия опасных или вредных факторов;
— оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103;
— сообщить руководителю о случившемся;
— принять меры по сохранению обстановки, при которой произошёл несчастный случай, если это не создает опасности для окружающих.
4.6. О каждом несчастном случае, происшедшем вблизи рабочего места работника или в опасной зоне вблизи места работы, необходимо сообщить руководству.
4.7. Если несчастный случай произошел с самим работником, ему следует прекратить работу, обратиться за медицинской помощью и самому или с помощью находящихся рядом работников сообщить о случившемся руководству.
4.8. При возникновении пожара следует:
— прекратить работу;
— сообщить руководству и принять меры к эвакуации людей из опасной зоны;
— принять меры к ликвидации или к ограничению распространению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;
— при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Проветрить помещение или включить приточно-вытяжную вентиляцию.
5.2. Отметить в журнале регистрации и контроля работы облучателя время работы и изменение длительности облучения.
5.3. Обо всех замечаниях к работе облучателя, возникших во время проведения сеанса, доложить руководителю подразделения.
5.4. Провести санитарную обработку прибора 3% раствором перекиси водорода с 5% раствором моющего вещества. Лампы протереть тампоном, смоченным 96% этиловым спиртом (тампон предварительно отжать).
5.5. Передвижной облучатель с открытыми лампами убрать на хранение в отдельное помещение и закрыть чехлом.
5.6. Снять спецодежду и спецобувь, средства индивидуальной защиты, убрать в отведённое для этого место.
5.7. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда