Инструкция по охране труда для слесаря-судоремонтника

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для слесаря-судоремонтника.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве слесаря-судоремонтника допускаются мужчины, достигшие 18 лет, имеющие квалификационный разряд, прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже 1 раза в квартал слесарь-судоремонтник обязан проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н.
1.3. В процессе работы слесарь-судоремонтник может контактировать с опасными и вредными производственными факторами:
— при работе в цехе – шум, локальная вибрация, подвижные части оборудования;
— при работе на судне, в доке – неблагоприятные метеофакторы, шум, вибрация, вредные вещества воздуха рабочей зоны, возможность падения с высоты.
1.4. Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.
1.5. При выполнении работы, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, слесарь обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями: очками, наушниками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.
1.6. Спецодежда должна быть чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы. Спецобувь должна быть зашнурована.
1.7. При нахождении на судах, в доках, на причалах ношение защитной каски с застегнутым подбородочным ремешком обязательно.
1.8. При выполнении порученной работы слесарь-судоремонтник не должен покидать свое рабочее место без разрешения мастера или принимать участие в производстве работ, ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.
1.9. При нахождении на территории предприятия (судоремонтного завода) запрещается:
— ходить по проезжей части дороги и железнодорожному полотну;
— переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;
— пролезать под вагонами и через автосцепку стоящего состава;
— проходить через зону работы грузоподъемных кранов во время производства грузовых работ.
1.10. При нахождении на судне запрещается:
— спускаться или входить в трюмы и отсеки судна без разрешения мастера и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;
— входить в неосвещенные трюмы и другие судовые помещения;
— ходить по бимсам, флорам и стрингерам без надежного настила;
— снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;
— становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с причала на судно и обратно;
— работать у неогражденных или незакрытых горловин и проемов;
— находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;
— курить, пользоваться открытым огнем, выбрасывать за борт горящие и тлеющие предметы (окурки и др.);
— производить огневые работы в закрытых помещениях без принудительной вентиляции;
— передвигаться по судовым трапам не держась за поручни, спускаться или подниматься по вертикальным трапам, если руки заняты инструментом.
1.11. Инструмент нужно опускать (поднимать) на растительном конце.
1.12. Перед спуском в люк необходимо проверить, что крышка его закреплена в открытом положении.
1.13. Наряду с требованиями настоящей инструкции слесарь-судоремонтник должен соблюдать:
— требования, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках, предъявляемые к уровню теоретических и практических знаний работающего соответствующей квалификации;
— технологический процесс выполняемой работы;
— правила технической эксплуатации оборудования, приспособлений, инструмента, при помощи которых он работает или которые обслуживает;
— правила внутреннего трудового распорядка.
1.14. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств слесарь-судоремонтник должен немедленно сообщить мастеру.
1.15. При выполнении вручную вспомогательных операций разрешается мужчинам переносить груз весом до 20 кг. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.
1.16. К производству работ с помощью грузоподъемных машин, управляемых с пола, и подвешиванию груза на крюк этих машин рабочие допускаются после инструктажа и проверки навыков по управлению машинами и застропке грузов.
1.17. Слесарь-судоремонтник должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать.
1.18. При несчастных случаях необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача и сообщить о случившемся мастеру, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.
1.19. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. При выполнении опасных, незнакомых или редко выполняемых работ слесарь должен получить целевой инструктаж по безопасности труда от мастера.
2.2. При нахождении на ремонтируемом судне слесарь должен ознакомиться со схемой путей эвакуации из различных помещений и отсеков при возникновении аварийных ситуаций.
2.3. Перед началом работ необходимо привести в порядок рабочую одежду, подготовить исправные индивидуальные средства защиты, осмотреть оборудование, грузоподъемные средства и инструмент, определить их исправность и готовность к исполнению.
2.4. Место производства работ должно быть хорошо освещено и содержаться в чистоте и порядке. Проходы должны быть свободными, пол (палуба), плиты настила — чистыми и сухими. Пол на рабочем месте у верстака должен быть покрыт решеткой.
2.5. Поверхность верстака должна быть обита ровным железом. Над верстаком должно быть оборудовано местное низковольтное освещение.
2.6. Ручной, механизированный инструмент и технологическую оснастку слесарь должен получать в специальных пунктах (кладовых) через ответственное лицо, осуществляющее хранение, прием, выдачу, испытание, регистрацию, осмотр и контроль за соответствием инструментов и приспособлений требованиям безопасности.
2.7. Ручной инструмент и приспособления должны быть исправны и отвечать следующим требованиям:
— напильники, рашпили, шаберы, молотки и кувалды должны быть прочно насажены на деревянные ручки соответствующих размеров;
— бойки молотков и кувалд не должны иметь наклепа, поверхность бойка должна быть слегка выпуклой;
— инструменты для рубки и пробивки металла (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки и др.) не должны иметь наклепа и трещин, режущая кромка должна быть без повреждений, боковые грани — без острых кромок и заусениц, длина инструмента должна быть не менее 150 мм, а при работе кувалдами они должны иметь рукоятки длиной не менее 700 мм;
— гаечные ключи должны быть с неразработанными губками, с исправным раздвижным механизмом и соответствовать размеру без применения прокладок. Применять гаечные ключи и другие предметы для увеличения рычага запрещается;
— режущий инструмент должен быть правильно заточен. Хвостовики и посадочные места инструмента не должны иметь повреждений. Пилы должны быть правильно разведены, не иметь трещин и других дефектов;
— тиски должны быть хорошо закреплены на верстаке, губки тисков и струбцин должны иметь хорошую (несработанную) насечку;
— струбцины и ручные домкраты должны иметь исправную резьбу ходовых винтов и клеймо ОТК с указанием даты проверки и допустимой нагрузки;
— на тельфере и талях должны быть надписи о допустимой грузоподъемности и дате очередного испытания;
— воздушные шланги пневматического инструмента должны быть без повреждений, надежно закреплены на штуцере, соединены между собой при помощи заершенных ниппелей и закреплены хомутиками;
— зачистные электрические и пневматические машинки должны иметь предохранительные кожухи.
2.8. Переносные светильники должны быть заводского исполнения, напряжением не более 42 В. В закрытых отсеках, холодильниках, сырых помещениях, внутри картеров двигателей, котлов, корпусов турбин должны применяться только светильники напряжением не выше 12 В.
2.9. Перед началом работы на станках необходимо проверить:
— исправность частей и механизмов, надежность крепления режущего инструмента (внешним осмотром);
— наличие и прочность крепления ограждений и защитных устройств;
— действие органов управления и тормозов, работы на холостом ходу.
2.10. Заточные станки должны иметь исправные круги, помещенные в защитные кожухи, прозрачные экраны, подручники и быть оборудованы пылеулавливающими устройствами. Зазор между кругом и подручником не должен превышать 3 мм.
2.11. Электроинструмент должен иметь целый шланговый провод с штепсельной вилкой, изоляция провода не должна иметь повреждений, клеммы подключения проводов должны быть надежно закрыты. При работе электроинструментом с напряжением свыше 36 В необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками, резиновыми ковриками (галошами).
Электроинструмент должен быть проверен на отсутствие замыкания на корпус.
2.12. Приступать к работе на лесах, подмостях, настилах и площадках можно только с разрешения мастера после проверки их прочности и наличия ограждения.
2.13. Для переноски к месту работы ручного инструмента используется специальный ящик или сумка. Переносить инструмент в карманах не разрешается. Ящик (сумку) с инструментом следует опускать в трюм или отсек на растительном конце. При работах на высоте, на решетках, настилах рештований и т.п. инструмент и крепеж должны храниться в ящиках или сумках.
2.14. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы должны располагаться в удобном и безопасном для пользования порядке.
2.15. Для проведения огневых работ на судах необходимо иметь письменное разрешение пожарной охраны.

Пройти обучение по охране труда