Инструкция по охране труда для сестры-хозяйки

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для сестры-хозяйки.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве сестры-хозяйки допускаются лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда. К работе допускаются лица, прошедшие инструктаж на 1 группу безопасности.
1.2. Ежегодно сестра-хозяйка должна проходить периодический медицинский контроль в объеме и в сроки, установленные приказом руководителя.
1.3. Сестра-хозяйка должна проходить повторный инструктаж по охране труда в сроки, установленные приказом директора (не реже 1 раза в 6 месяцев).
1.4. Лица, совмещающие профессии, должны проходить инструктаж по основной и совмещаемой профессии (работе).
1.5. В процессе работы на сестру-хозяйку возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:
— опасный уровень напряжения в электрической сети;
— дезинфицирующие средства;
— физическая перегрузка.
1.6. Сестра-хозяйка обязана соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха, должностную инструкцию, инструкцию по охране труда.
1.7. Сестра-хозяйка должна быть обеспечена санитарно-гигиенической одеждой и обувью, спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с действующими типовыми отраслевыми нормами и обязана правильно применять их.
1.8. Сестра-хозяйка обязана знать и соблюдать требования инструкций по пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к взрыву или пожару.
1.9. Не допускается загромождение, захламление проходов, проездов и помещений.
1.10. Курение во всех помещениях клиники запрещается.
1.11. Необходимо уметь пользоваться огнетушителями и внутренними пожарными кранами.
1.12. Запрещается использовать электронагревательные приборы (плитки, кипятильники, утюги и др.) в палатах и вне специально выделенных помещений, а также без подставок из негорючих материалов.
1.13. Запрещается использовать электронагревательные приборы с открытыми нагревательными элементами.
1.14. Необходимо соблюдать правила пользования лифтами.
1.15. Сестра-хозяйка обязана уметь и должна оказать первую помощь при травмировании, отравлении или внезапном заболевании.
1.16. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает непосредственного руководителя, который обязан:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
— сообщить руководителю о происшедшем несчастном случае;
— принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии).
1.17. В случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).
1.18. Предельно допустимая нагрузка для женщин и подростков женского пола при подъеме и перемещении тяжестей – 10 кг, для подростков мужского пола – 16 кг, для мужчин – 30 кг.
1.19. При обнаружении неисправного инвентаря или оборудования (сантехнического, осветительного, вентиляционного и др.) или средств индивидуальной защиты сообщить непосредственному руководителю до начала работы или во время работы после обнаружения неисправности.
1.20. Сестра-хозяйка обязана соблюдать правила личной гигиены, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим, выполнять требования соответствующих инструкций.
1.21. Не ходить в холодное время по уличной территории клиники без теплой одежды.
1.22. При работе с кислотами, щелочами и другими едкими веществами, с анолитом и другими дезсредствами выполнять требования соответствующих инструкций по пользованию.
1.23. Лица, допустившие нарушение требований инструкций по охране труда, несут дисциплинарную ответственность и (в соответствующих случаях) материальную и уголовную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы надеть чистые и исправные санитарно-гигиеническую одежду, обувь и СИЗ.
2.2. Запрещается хранить в карманах булавки, стеклянные, режущие, колющие предметы, закалывать одежду булавками.
2.3. Проверить внешним осмотром исправность осветительного, вентиляционного, сантехнического оборудования, оснащенность рабочего места необходимым оборудованием, инструментом и др., наличие свободных проходов, исправность пола.
2.4. Перед эксплуатацией электрооборудования (электрических плит, пылесосов и др.):
— прочитать инструкцию по эксплуатации завода-изготовителя;
— проверить исправность электрооборудования, штепсельных разъемов и шнуров, наличие заземления;
— избегать использования длинных шнуров и многочисленных переходников.
2.5. Стремянки должны быть снабжены приспособлениями, не позволяющими им самопроизвольно раздвигаться, сдвигаться и опрокидываться при работе. На нижних концах стремянок должны быть надежные башмаки из резины или другого нескользящего материала, все ступеньки должны быть прочно закреплены и не иметь трещин. До начала работы необходимо обеспечить устойчивость стремянки и убедиться путем осмотра и опробования в том, что она не может соскользнуть или сдвинуться.
2.6. Перед началом работы по протирке окон необходимо проверить прочность крепления стекол и рам, отсутствие трещин на стеклах. Рамы не должны иметь заусенцев и торчащих гвоздей. Проверить отсутствие вблизи зоны мытья проводников под напряжением.
2.7. При обнаружении неисправностей сообщите непосредственному руководителю. До устранения неисправностей к работе не приступать!
2.8. Запрещается проводить какие-либо ремонтные работы. Ремонт должен производить обученный и подготовленный специалист.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во избежание травм не носить обувь на высоких каблуках или скользкой подошве.
3.2. При работе необходимо применять положенные СИЗ.
3.3. Следить, чтобы рабочее место было достаточно освещенным.
3.4. При эксплуатации электрооборудования:
— соблюдать инструкцию по эксплуатации завода-изготовителя;
— не оставлять включенное электрооборудование без присмотра;
— запрещается работать на неисправном оборудовании, с поврежденными разъемами и шнурами, без заземления (если требуется), со снятыми стенками корпуса;
— запрещается самим производить ремонт электрооборудования: открывать корпус, заменять лампы и предохранители, разъемы, шнуры и т.п. Ремонт должен производиться специалистами;
— запрещается использовать электрооборудование для непредназначенных для него работ или в несоответствущих условиях;
— запрещается прикасаться влажными руками к включенному оборудованию, протирать его влажными тряпками, включать, выключать оборудование, работать на нем, стоя на влажном полу;
— не выдергивать вилку за шнур;
— не ставить на оборудование емкости с жидкостями и препаратами;
— оборудование должно быть устойчиво установлено;
— включение и выключение оборудования производить одной рукой, другой в это время нельзя касаться труб парового отопления и других заземленных предметов.
3.5. Во время работы необходимо соблюдать все меры санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики и антисептики, профилактики вирусного гепатита В и ВИЧ-инфекции, выполнять требования соответствующих инструкций.
3.6. Обработку предметов, возможно находившихся в контакте с кровью (жгутов, подставок, ведер, топчанов, флаконов и других) проводить только в медицинских резиновых перчатках.
3.7. Запрещается обрабатывать стеклянную посуду, имеющие трещины или отбитые края.
3.8. Мытье окон производить изнутри помещения. Мыть только внутренние плоскости окон.
3.9. При мытье окон запрещается:
— протирать наружные плоскости стекол из открытых форточек и фрамуг;
— вставать на оконный отлив, работать со случайных подставок (ящиков, досок и др.);
— мыть окна, имеющие трещины. Сила касания к стеклу должна быть равномерной, без резких толчков и нажимов;
— перелезать через ограждения и садиться на них при выполнении работ;
— дотрагиваться руками, инструментом, инвентарем до наружной проводки.
3.10. При подъеме на высоту до 1 метра пользоваться исправными стремянками. Для работы на высоте более 1,8 метра требуется специальный допуск.
3.11. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— работать с двух верхних ступенек стремянки;
— находиться на ступеньках более чем одному человеку;
— работать на стремянке около или над работающим оборудованием.
3.12. При работе в помещении нельзя создавать сквозняки.
3.13. В случае болезненного состояния необходимо прекратить работу, сообщить непосредственному руководителю, обратиться к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийной ситуации необходимо сообщить руководителю подразделения.
4.2. В случае пожара:
— вызвать пожарную охрану по телефону 101 или сообщить о пожаре на пост охраны нажатием на ручной пожарный извещатель (по внутренней связи);
— организовать эвакуацию персонала и пациентов из опасной зоны;
— принять меры к тушению возгорания имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения;
— оказать первую помощь пострадавшим.
4.3. В случае поражения электрическим током:
— освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить от электрической сети неисправное оборудование, а в случае невозможности – обесточить всё помещение);
— оказать пострадавшему первую помощь.
4.4. В случае аварийного выхода из строя оборудования:
— обеспечить безопасность пациента и персонала;
— доложить о случившемся заведующему отделением или руководителю;
— организовать замену неисправного оборудование резервным.
4.5. Оказать помощь пострадавшим при травмировании согласно инструкции. При поражении электротоком следует немедленно отсоединить пострадавшего от электроцепи (выключить рубильник, отбросить электропровод деревянной палкой, доской), приступить к оказанию первой медицинской помощи.
4.6. При неисправностях систем вентиляции, водоснабжения, канализации сообщить об этом заведующему отделением.
4.7. При несчастном случае на производстве необходимо:
— быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия скорой медицинской помощи по телефону 103;
— сообщить о происшествии руководству, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Проверить и привести в порядок свое рабочее место. Убрать на место СИЗ и санитарно-гигиеническую одежду, вымыть с мылом руки и лицо.
5.2. Во всех помещениях, которые по окончании работ закрываются и контролируются дежурным персоналом, все электрооборудование должно быть обесточено (за исключением дежурного и аварийного освещения, охранной сигнализации, а также электрооборудования, работающего круглосуточно по требованию технологии), закрыть окна, выключить вентиляцию, закрыть краны, выключить свет.
5.3. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, сообщить непосредственному руководителю и сменяющему.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда