СОУТ ПРО

Инструкция по охране труда для пилота вертолета

Добавлена

Настоящая инструкция по охране труда для пилота вертолета доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве пилота вертолета допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоением соответствующей группы.
1.2. Вертолет должен соответствовать классу пожаро- и взрывоопасной зоны, группе, категории взрывоопасных смесей и Правилам противопожарного режима в Российской Федерации.
1.3. Пилот вертолета обязан:
— знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, правила и нормы по охране окружающей среды, правила внутреннего трудового распорядка;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье;
— выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий.
1.4. Пилот вертолета должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.5. Пилот вертолета обязан выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ. Не допускается поручать свою работу другим работникам и допускать на рабочее место посторонних лиц.
1.6. В процессе работы на пилота вертолета могут негативно воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
— вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
— воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха;
— выступающие части вертолета и его оборудования;
— повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок);
— предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (штанги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески);
— выполнение работ вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери);
— острые кромки деталей, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов;
— электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;
— перемещаемые грузы во время погрузочно-разгрузочных работ в вертолете;
— падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
— повышенный уровень шума и вибрации;
— повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
— разряды статического электричества;
— недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
— возможный пожар и взрыв;
— психоэмоциональные и физические перегрузки.
— этилированный бензин.
1.7. Пилот вертолета должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании межотраслевых и отраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.8. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.9. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.10. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.11. Пилот вертолета должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить и отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.13. Пилот вертолета обязан немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств.
1.14. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для пилота вертолета. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед полетом пилот вертолета обязан пройти медицинский осмотр.
2.2. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. Надеть и застегнуть спецодежду. Волосы убрать под головной убор. Запрещается держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.3. Получить задание у непосредственного руководителя на выполнение работ, при необходимости пройти инструктаж.
2.4. Проверить наличие аптечки для оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения.
2.5. Ходить только по специально предназначенным для этого пешеходным маршрутам.
2.6. Во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося спецавтотранспорта, самоходного механизма могут быть не слышны.
2.7. Соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных и несущих винтов воздушных судов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним.
2.8. Перед предполетным контрольным осмотром вертолета необходимо убедиться:
— заземлен ли вертолет;
— в наличии упорных колодок под колесами шасси;
— в наличии средств пожаротушения около вертолета;
— в отсутствии на площадке около вертолета мелких камней и посторонних предметов, которые могут попасть в лопасти винтов или двигатели.
2.9. Убедиться в исправности стремянок и приставных лестниц.
2.10. Убедиться в надежной установке бортового трапа, исключающей возможность его самопроизвольного перемещения.
2.11. Перед заправкой вертолета топливом:
— проверить наличие заземления вертолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества;
— убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения около вертолета;
— проверить, выключены ли потребители электроэнергии за исключением приборов контроля заправки.
2.12. Во время заправки вертолета топливом запрещается:
— переключать бортовые аккумуляторы, подсоединять аэродромные источники питания;
— производить работы по радио- и электрооборудованию;
— выполнять на вертолете работы, связанные с искрообразованием, открытым пламенем, а также пользоваться открытым пламенем на расстоянии менее 25 м от вертолета.
2.13. Запрещается заправлять топливо в баки при работающих двигателях вертолета или нахождении его на расстоянии менее 25 м от других вертолетов или самолетов с работающими двигателями.
2.14. Если во время осмотра и проверки на холостом ходу обнаружены неисправности, препятствующие безопасной работе, к работе не приступать, доложить об этом мастеру или другому непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
3.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты.
3.5. Запуск двигателей только после готовности вертолета к полету, проведения контрольного осмотра вертолета и выполнения контрольной проверки перед запуском.
3.6. Перед запуском двигателей упорные колодки должны находиться под колесами шасси, а около вертолета и в зоне вращения несущего винта отсутствовали посторонние предметы и люди.
3.7. Максимальное количество людей на борту вертолета не должно превышать числа сидений, снабженных привязными ремнями.
3.8. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах должны быть пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями.
3.9. Руление вертолета разрешается на ровном и прочном грунте; по возможности пыльная площадка должна быть полита водой, а заснеженная площадка очищена от снега или укатана.
3.10. Для выполнения руления необходимо убедиться, что на пути руления нет никаких препятствий.
3.11. При рулении члены экипажа обязаны следить за окружающей обстановкой и предупреждать пилота вертолета о препятствиях.
3.12. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости должно выполняться на скорости, обеспечивающей своевременную остановку вертолета.
3.13. Скорость руления должна выбираться в зависимости от состояния грунта, направления ветра, обстановки и не должна превышать 30 км/ч. При рулении по снегу и пыли скорость руления не должна превышать 10 км/ч.
3.14. При неровном или вязком грунте, при глубоком или рыхлом снеге вместо руления следует выполнять подлет на старт или взлетать непосредственно со стоянки.
3.15. Пилот вертолета должен помнить о том, что при посадке на глубокий снег расстояние от земли до несущего винта уменьшается, что является опасным для пассажиров, которые высаживаются из вертолета.
3.16. Маневр на подцепку (отцепку) груза должен выполняться лишь после того как площадка будет хорошо просматриваться с висения.
3.17. Во время подцепки и подъема груза, при торможении перед зависанием, укладке и отцепке груза пилот вертолета должен пилотировать по командам бортмеханика, наблюдающего за процессом выполнения работ.
3.18. Во время выполнения работ бортмеханик должен находиться у открытой входной двери или люка в полу грузовой кабины, а при отсутствии люка – в районе грузовых створок при снятом уголке грузовой створки и с помощью СПУ информировать пилота вертолета о «поведении» груза и состоянии тросовой подвески и электрозамка.
3.19. Для предупреждения возможного падения из входной двери или люка во время выполнения работ бортмеханик должен использовать предохранительный пояс при этом поводок пояса должен быть прицеплен карабином к силовым элементам вертолета (швартовочным кольцам на полу грузовой кабины и т.п.).
3.20. Для обеспечения безопасности бортмеханика люк тросовой внешней подвески, расположенный в полу грузовой кабины, должен иметь защитное ограждение.
3.21. Во избежание случаев травмирования глаз и рук, бортмеханик при работе внешней подвеской должен пользоваться защитными очками от пыли и снега, a при работе с тросом – рукавицами.
3.22. Полеты вертолета на высоте более 4000 м должны выполняться с использованием экипажем кислородных приборов; при пользовании кислородным оборудованием следует помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров; поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.
3.23. При рулении, в режиме висения и полета открывать верхний люк для осмотра винтомоторной группы запрещается.
3.24. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.25. Курить, принимать пищу на рабочем месте запрещается.
3.26. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.27. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.28. Содержать в порядке и чистоте рабочее место.
3.29. Эксплуатацию гидроподъемника производить в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя.
3.30. Во время работы работник должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При появлении неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя, немедленно остановить оборудование.
4.3. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, аппаратчик мыловарения должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.4. Если во время заправки вертолет будет облит топливом, запуск двигателей можно производить не ранее чем через 10-15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности вертолета и места его стоянки.
4.5. При возникновении пожара в вертолете на земле немедленно сообщить о возгорании и начать эвакуацию пассажиров. При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
4.6. В полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени необходимо немедленно приступить к поиску и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств, а также доложить об этом руководителю.
4.7. При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
4.8. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112. По возможности сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео. Сообщить своему руководителю и специалисту по охране труда.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Загрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров должны осуществляться при остановленных двигателях.
5.2. При высадке людей при работающих двигателях вертолета люди должны отходить от вертолета по команде члена экипажа, оставаясь в поле зрения командира; подходить к вертолету можно с этого же направления в сопровождении члена экипажа.
5.3. Не находиться вблизи вращающегося рулевого винта.
5.4. Снять спецодежду и другие СИЗ, осмотреть привести в порядок и убрать в специально отведенное место. При необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ.
5.6. Сообщить своему руководителю обо всех нарушениях и замечаниях, выявленных в процессе работы, и принятых мерах по их устранению.
Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда