Инструкция по охране труда для пилота АН-2 в сельхозавиации

Добавлена

Настоящая инструкция по охране труда для пилота АН-2 в сельхозавиации доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда предусматривает основные требования безопасности для пилота АН-2 в сельхозавиации при выполнении им должностных обязанностей.
1.2. К самостоятельной работе в качестве пилота АН-2 в сельхозавиации допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие высшее профессиональное (летное) образование, необходимый стаж работы по направлению профессиональной деятельности, действительное свидетельство пилота с соответствующими квалификационными отметками, а также прошедшие:
— медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам работы;
— стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
— обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение методам и правилам пользования аварийно-спасательным оборудованием, находящимся на борту;
— тренировку по аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна;
— обучение по разработанной программе, обеспечивающей надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей;
— тренировку для восстановления навыков, включая действия в стандартных, нештатных и аварийных ситуациях, на воздушном судне этого типа под контролем инструктора или на летном тренажере (в случае, если в течение 90 предшествующих дней пилот не исполнял свои обязанности на воздушном судне этого типа или его модификации);
— медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК).
1.3. Пилот АН-2 в сельхозавиации обязан:
— знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, правила и нормы по охране окружающей среды, правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать правила поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье;
— выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий;
— знать законы и иные нормативные правовые акты РФ, регламентирующие проведение авиационно-химических работ (АХР);
— знать теорию и технику самолетовождения;
— знать летно-технические характеристики, особенности конструкции самолета АН-2, его приборное и навигационное оборудование;
— знать методы применения навигационных средств и обеспечения самолетовождения по установленным маршрутам и схемам полета;
— знать наземные средства обеспечения полетов;
— знать правила организации, планирования и обеспечения полетов;
— знать маршруты полетов; районы проведения АХР; аэродромы (площадки), которые могут быть использованы для взлета и посадки; рельеф местности и расположение препятствий в их окрестностях; сезонные метеорологические условия;
— знать график расхода топлива и химикатов;
— знать средства связи, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;
— знать РЛЭ воздушных судов;
— знать руководство по поиску и спасанию;
— знать порядок обращения с химическими веществами;
— знать требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте.
1.4. Пилот АН-2 в сельхозавиации должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.5. Пилот АН-2 в сельхозавиации обязан выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ. Не допускается поручать свою работу другим работникам и допускать на рабочее место посторонних лиц.
1.6. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
1.7. В процессе работы на пилота АН-2 в сельхозавиации возможно негативное воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
— вращающиеся воздушные и несущие винты самолетов и вертолетов;
— воздушные и газовые потоки от работающих воздушных винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
— выступающие части самолета и его оборудования (воздушные винты, острые кромки антенн, незакрытые створки люков и лючков и т.п.);
— повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения или замасливания поверхностей самолета, бортового трапа, стремянок, места стоянки и покрытия аэродрома);
— предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
— выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, плоскости самолета);
— перепад давления (при наборе высоты и снижении);
— недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
— повышенный уровень шума и вибрации;
— повышенная загазованность (при включении отбора воздуха) и запыленность воздуха;
— воздействие токсичных и раздражающих химических веществ;
— повышенный уровень ионизирующего облучения;
— повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
— недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета;
— повышенный уровень статического электричества;
— физические и психоэмоциональные перегрузки;
— пожаро- и взрывоопасность.
1.8. Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов:
— неисправное оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация;
— выступающие части, острые кромки оборудования, приборов и т.д.;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация приборов освещения;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, руководств по летной эксплуатации (РЛЭ) воздушных судов, локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда.
1.9. Пилот АН-2 в сельхозавиации должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании межотраслевых и отраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.10. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.11. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.12. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.13. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
1.14. Пилот АН-2 в сельхозавиации должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.15. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.16. Пилот АН-2 в сельхозавиации обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств.
1.17. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для пилота АН-2 в сельхозавиации. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.2. Надеть спецодежду и СИЗ, соответствующие выполняемой работе. Спецодежда должна быть застегнута, не допускаются свисающие концы. Волосы убрать под головной убор. Запрещается закалывать спецодежду булавками, иголками, держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Получить задание на проведение АХР, предполетные указания, инструктаж об условиях выполнения работ.
2.4. Ознакомиться с маршрутом полета; картограммой подлежащих обработке участков (полей, садов, виноградников); площадками, которые могут быть использованы для взлета и посадки; рельефом местности и расположением препятствий в их окрестностях; метеорологическими условиями.
2.5. Получить от ответственного за выпуск самолета информацию о готовности воздушного судна к полету, осуществить подготовку и проверку рабочего места:
— проконтролировать исправность применяемого навигационного и иного оборудования, приспособлений, контрольно-измерительных приборов, средств связи;
— убедиться в достаточности для полета авиационного топлива, а также химикатов для проведения АХР;
— проверить исправность работы механизмов кресел, привязных ремней и надежность фиксации сидений в установленном для полета положении; отсутствие в карманах кресел колющих и режущих предметов;
— проверить наличие, надежность крепления и исправность аварийно-спасательного оборудования;
— убедиться в чистоте остекления кабины, отсутствии на нем потеков топлива, химикатов, а также льда, снега, инея;
— осмотреть и убедиться в отсутствии посторонних предметов в проходах и кабине самолета, закрытии всех технологических люков;
— проверить наличие сигнальных средств, противопожарных средств, аптечки;
— установить последовательность выполнения операций.
2.6. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, приборов и т.д. сообщить непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов) и специалистам инженерно-авиационной службы.
2.7. Приступить к работе только после их устранения.
2.8. Пилоту АН-2 не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправности, указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя оборудования, при которой не допускается его применение;
— при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического освидетельствования) оборудования;
— при отсутствии или неисправности инструментов, приспособлений, КИП;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
— при отсутствии сигнальных средств, противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— без прохождения обучения по охране труда;
— без прохождения периодического медицинского осмотра, освидетельствования во ВЛЭК;
— без прохождения предполетной подготовки.
2.9. Не допускается самовольное проведение работ, а также расширение рабочего места и объема задания.
2.10. Пилот АН-2 должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.11. Обо всех обнаруженных неисправностях и неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
3.2. Выполнять санитарно-гигиенические требования.
3.3. Правильно применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
3.4. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.5. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.6. Пилот Ан-2, находящийся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.7. Выполнять требования безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации применяемого оборудования и инструмента.
3.8. Соблюдать требования, обеспечивающие безопасные условия труда и нормальное ведение технологического процесса.
3.9. При обнаружении неисправного оборудования, приборов, приспособлений, иных нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности пилоту следует сообщить об этом непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов).
3.10. При работе с электрооборудованием, аппаратурой, приборами соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда.
3.11. Перед запуском двигателя доложить КВС, руководителю полетов о готовности, получить разрешение на взлет.
3.12. Запуск двигателя производить только при отсутствии людей на расстоянии 10 м перед воздушным винтом и в плоскости его вращения.
3.13. При выполнении руления, взлета, АХР, захода на посадку, посадки избегать посторонних разговоров, не связанных с управлением воздушного судна.
3.14. Находясь на своем рабочем месте пристегивать поясные привязные ремни.
3.15. На этапах снижения и набора высоты ниже 3000 м вести радиосвязь с использованием микрофонов, авиагарнитур или ларингофонов.
3.16. Совершать полеты к обрабатываемым участкам и обратно по безопасному маршруту на высоте не менее 50 м над препятствиями.
3.17. Выполнять АХР:
— в равнинной местности, а также предгорьях и горных долинах на удалении от склонов не менее 5 км – при видимости не менее 3000 м и высоте нижней границы облаков не ниже 150 м;
— в горной местности – при видимости не менее 5 км и высоте нижней границы облаков не ниже 300 м с обеспечением превышения высоты нижней границы облаков над высотой полета не менее 100 м;
— при наличии санитарного разрыва от населенного пункта до обрабатываемого участка –
не менее 2000 м;
— при скорости ветра на рабочей высоте не более 4 м/сек.
3.18. В случае ухудшения погоды ниже значений, допустимых для конкретного вида работ, прекращать выполнение полетов.
3.19. До начала обработки участка (поля, сада, виноградника) совершить его облет с целью определения расположение препятствий и характерных ориентиров. Облет осуществлять на высоте не менее 50 м над препятствиями.
3.20. При обнаружении на подлежащем обработке участке или в зоне санитарного разрыва людей, домашних животных возвратиться на аэродром, доложить об этом непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов) и представителю организации, в которой планировалась обработка.
3.21. Полеты при обработке участков (полей, садов, виноградников) в равнинной местности выполнять на высотах не ниже 5 м, а над верхушками отдельных деревьев леса — не ниже 10 м.
3.22. Начинать полеты:
— в равнинной местности – не ранее чем за 30 минут до восхода солнца;
— в горной местности – не ранее восхода солнца.
3.23. Завершать их до захода солнца.
3.24. При обработке участков развороты над препятствиями осуществлять на высоте не менее 50 м. Крены воздушного судна выдерживать в соответствии с РЛЭ.
3.25. Препятствия, расположенные на границах участка, пролетать с превышением не менее 10 м, а над линиями электропередач – не менее 20 м.
3.26. Полеты вдоль воздушных линий связи и электропередач над участками, пересеченными такими линиями, выполнять:
— с подветренной стороны на расстоянии от линии связи и электропередач не менее 50 м при скорости ветра, не превышающей 8 м/с;
— с наветренной стороны на расстоянии от линии связи и электропередач не менее 50 м при скорости ветра до 5 м/с и не менее 100 м при скорости ветра от 6 до 8 м/с.
3.27. Для обработки участков на склонах гор производить заходы:
а) вдоль горизонталей склона, кроме случаев, указанных в подпункте «б»;
б) в случаях, когда невозможно выполнить требования подпункта «а», гоны и развороты для последующих заходов на гон выполнять в сторону понижения рельефа местности или при сохранении рабочей высоты и скорости не менее установленной РЛЭ – вверх по склону.
3.28. При проведении АХР:
— применять химикаты, разрешенные на территории РФ;
— соблюдать технологию производства работ;
— следить за расходом топлива и химикатов.
3.29. При заруливании на стоянку после полета во избежание столкновения наблюдать за препятствиями на пути следования.
3.30. Спуск из самолета осуществлять только после остановки винта, по трапу, предварительно убедившись в его надежной установке и отсутствии на нем ГСМ и других веществ, способствующих скольжению.
3.31. При спуске (подъеме) по трапу проявлять повышенную осторожность, не спешить, держаться за поручни.
3.32. При перемещении по территории аэродрома соблюдать следующие правила:
— ходить только по специально предназначенным для этого маршрутам;
— во избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств и самоходных механизмов, во время ходьбы быть внимательным, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток;
— помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны.
— обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним;
— соблюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей, вращения воздушных винтов самолетов (вертолетов), излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ и химикатами, погрузочно-разгрузочных работ и др.);
3.33. не приближаться на расстояние ближе, чем на: 50 м в направлении выхода газов из двигателя; 10 м перед воздухозаборником двигателя; 20 м при работе бортовых радиолокационных средств.
3.34. При проведении заправочных работ (как ГСМ, так и химикатов) располагаться так, чтобы пыль или брызги относило в сторону. Не допускать их попадания на кожу, в глаза, легкие и т.д.
3.35. В процессе выполнения работ быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
3.36. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников (членов экипажа).
3.37. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, пилоту следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.38. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами.
3.39. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.40. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе.
3.41. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, РЛЭ воздушных судов, др. нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда.
3.42. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства авиапредприятия, иных должностных лиц.
3.43. При выполнении работ пилоту запрещается:
а) Эксплуатировать неисправный самолет.
б) Использовать в работе неисправное оборудование, технические средства и инвентарь.
в) Прикасаться к оголенным выводам открытых антенн для КВ-радиостанции.
г) Проверять наличие напряжения в электрической цепи методом «на искру».
д) Прыгать на землю, минуя трап, или спускаться (подниматься) по трапу через несколько ступенек.
е) При выполнении полетов с целью проведения АХР:
— оглядываться назад для наблюдения за выходом химикатов (удобрений и т.п.);
— обрабатывать участки, выполнять взлеты и посадки, если высота солнца над горизонтом менее 15°, а курсовой угол солнца менее 30°;
— выполнять маневры в целях устранения задержки выхода химикатов (удобрений и т.п.);
— брать на борт воздушного судна лиц, не связанных с выполнением задания;
— покидать рабочее место до завершения полета.
3.44. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, коробки и т. п.), оборудование и приспособления.
3.45. Не курить и не принимать пищу на рабочем месте.
3.46. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего руководителя и обратиться к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) воздушного судна.
4.2. При обнаружении неисправностей оборудования, приборов, приспособлений, а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников (членов экипажа) пилоту следует сообщить о них непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов).
4.3. При возникновении особых случаев в полете (отказ авиационной техники; попадание в опасные метеоусловия; потеря ориентировки; вынужденная посадка и т.д.):
— сообщить о случившемся непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов);
— включить сигнал «Бедствие»;
— принять меры к исправлению ситуации, действуя инициативно, хладнокровно и решительно.
4.4. При появлении очага возгорания необходимо:
— сообщить о случившемся непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов);
— включить сигнал «Бедствие»;
— немедленно приступить к тушению пожара.
4.5. При невозможности выполнить тушение собственными силами принять меры к выполнению вынужденной посадки, аварийному покиданию воздушного судна.
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия пилот обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю (КВС, руководителю полетов), передать управление второму пилоту (КВС) и обратиться за медицинской помощью (к членам экипажа).
4.7. Если произошел несчастный случай (с членом экипажа), очевидцем которого стал пилот, ему следует:
— передать управление второму пилоту (КВС);
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь;
— сообщить о случившемся руководителю полетов;
— принять меры по доставке пострадавшего в медицинское учреждение.
4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая пилоту следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить самолет на дегазационную площадку для очистки оборудования от химикатов, а после очистки – на место стоянки.
5.2. Поставить самолет на стояночный тормоз, отключить авиационное оборудование.
5.3. Привести в порядок рабочее место, выполнить послеполетный осмотр самолета.
5.4. Снять спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, осмотреть, привести в порядок и убрать в установленное место хранения, при необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.1. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ.
5.2. Сообщить своему руководителю обо всех нарушениях и замечаниях, выявленных в процессе работы, и принятых мерах по их устранению.
Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда