Инструкция по охране труда для дорожного рабочего

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для дорожного рабочего

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К проведению дорожных работ допускаются лица старше 18 лет, не имеющие противопоказаний к данной работе по состоянию здоровья.
1.2. Дорожный рабочий, поступая на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правилами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.
1.3. Перед допуском к самостоятельной работе дорожный рабочий должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте, обучение безопасным приемам под руководством опытного квалифицированного работника в течение 2-14 смен и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Не реже одного раза в полугодие дорожный рабочий должен проходить повторный инструктаж по охране труда, а также при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока, в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.
1.5. Рабочий, занятый на строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, должен работать в спецодежде и спецобуви, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами:
— костюм хлопчатобумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, плащ непромокаемый, сигнальный жилет;
— при выполнении работ непосредственно в карьере дополнительно: сапоги резиновые;
— на внешних роботах зимой дополнительно: куртка и брюки хлопчатобумажные на утепленной прокладке, валенки.
1.6. Дорожный рабочий должен знать требования по обеспечению безопасности движения в местах проведения дорожных работ на автомобильных дорогах.
1.7. Перед началом работы необходимо проверить исправность ручного инструмента.
1.8. Деревянные рукоятки инструмента должны быть сделаны из выдержанной древесины твердых и вязких пород, быть удобными для работы, надежно крепиться к инструменту, а их поверхность не должна иметь расщелин, заусениц.
1.9. Ударные инструменты (топоры, молотки, кувалды, кирки и т.п.) должны иметь рукоятки овального сечения с утолщенным свободным окончанием. Часть рукоятки, на которую насаждается инструмент, должна быть расклинена металлическим клином.
1.10. Бачки для перенесения горячего и разреженного битума должны быть конусообразной формы, суженными сверху, оборудованные крышками с запорными устройствами и рукоятками для перенесения их двумя рабочими. Заполнение бачка не должно превышать ¾ его объема.
1.11. Клещи для перемещения бортового камня не должны иметь погнутостей, расщелин, надломов, отработанных шарнирных болтов.
1.12. Тачки для транспортирования асфальтобетонной массы должны быть легкими на ходу, исправными и оборудованными двумя ножками, а носилки для перенесения горячего асфальта должны быть оборудованы бортами с трех сторон.
1.13. Жаровни для подогрева валиков, утюгов, грабель, лопат и т.п. должны легко передвигаться на колесах, устраиваться в местах, безопасных как для дорожных рабочих, так и для пешеходов или транспорта.
1.14. Запрещается проводить разжигание и топку жаровен жидкими горючими материалами (бензин, дизельное топливо и др.).
1.15. Заливание трещин в асфальтобетонных покрытиях эмульсиями, как правило, выполняют механическими средствами.
1.16. При заливании трещин вручную надо применять закрытые воронки с сосками длиной 600 мм, оборудованные соплами соответствующего сечения.
1.17. Складывать инструмент необходимо на обочине проезжей части параллельно движению транспорта в огражденном месте.
1.18. Грабли, которые применяются для разравнивания асфальтобетонной массы, а также вилы, во всех случаях надо класть зубцами книзу.
1.19. Дорожный рабочий должен работать лицом навстречу транспортному потоку, движущемуся на встречной полосе проезжей части.
1.20. При строительстве или ремонте проезжей части автомобильных дорог с открытым движением автотранспорта запрещается работать без ограждения и необходимых дорожных знаков.
1.21. Во время работы запрещается выходить за ограждение на открытую для движения полосу дороги.
1.22. Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.
1.23. Запрещается касаться оборванных проводов и вести возле них дорожные работы.
1.24. При выполнении дорожных работ необходимо быть внимательным к сигналам, которые подают машинисты дорожных машин и водители технологического транспорта.
1.25. К работе с ручным инструментом, оборудованием и другими устройствами с электрическим или механическим приводом допускается дорожный рабочий, который имеет удостоверение на право работы с ними.
1.26. Рыть траншеи разрешается только после получения данных о точном расположении подземных коммуникаций. Запрещается пользоваться ударными инструментами (ломы, кирки, клинья и пневматические инструменты) непосредственно вблизи действующих кабелей и газопроводов.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы дорожный рабочий должен надеть положенную спецодежду и средства индивидуальной защиты, заправить и застегнуть, чтобы свисающих концов. Застегнуть рукава, убрать волосы под головной убор.
2.2. Проверить внешним осмотром исправность и комплектность инструмента.
2.3. Установить барьерное ограждение и необходимые дорожные знаки.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Каждый дорожный рабочий должен выполнять только ту работу, которая ему поручена. Запрещается самовольно включать или выключать механизмы, обслуживание которых ему не поручено.
3.2. Запрещается проходить между перемещаемыми дорожно-строительными машинами и механизмами, вставать на подножки или на рамы работающих машин, влезать в бункер асфальтоукладчика.
3.3. Запрещается находиться возле автосамосвала и асфальтоукладчика во время загрузки смеси в бункер укладчика.
3.4. При очищении кузова автосамосвала от налипшей асфальтобетонной смеси запрещается влезать в кузов или становиться на колеса автомобиля. Очищать кузов только лопатой (скребком) с продленной рукояткой длиной 2 м.
3.5. Запрещается вынимать руками из горячей смеси большие камни, щебенку и прочие посторонние предметы. Для этого следует пользоваться граблями или лопатой.
3.6. Во время разлива битумной эмульсии с автогудронаторов в процессе проведения работ по подгрунтовке, поверхностной обработке, пропитке и прочее запрещается дорожным рабочим находиться ближе 6 м от распределительных труб. При роботах с горячими битумными материалами это расстояние надо увеличить до 10 м.
3.7. При укатывании асфальтобетонной смеси запрещается приближаться к работающим каткам на расстояние ближе 7 м.
3.8. Во избежание ожогов обрызгивание битумом краев обрубленного асфальтобетона следует проводить только с наветренной стороны.
3.9. Устанавливать криволинейный брус, бортовой камень, лотки, парапеты и прочие бетонные изделия с помощью крана разрешается только рабочему, который имеет удостоверение стропальщика.
3.10. Дорожный рабочий, занятый приготовлением краски и нанесением дорожной разметки, во время работы должен пользоваться индивидуальными средствами защиты (очки защитные, респираторы, резиновые рукавицы) и соблюдать меры охраны труда, предусмотренные при работе с красками, нитроэмалями.
3.11. Во время работы комплекта бетоноукладочных машин запрещается очищать рельс-формы, становиться на вибробрус и обрабатывающий брус, а также очищать стенки бункера бетоноукладчика во время его перемещения.
3.12. При выполнении работ по нанесению на цементобетонное покрытие пленкообразующего материала следует стоять с наветренной стороны, чтобы он не попадал на незащищенные части тела.
3.13. При работе с пленкообразующим материалом дорожный рабочий должен быть в спецодежде, респираторе, защитных очках и резиновых рукавицах. Открытые участки тела перед работой следует смазать вазелином.
3.14. При работе с пневматическим инструментом необходимо соблюдать требования:
— перед началом работ осмотреть шланги по всей длине и, в особенности, проверить прочность их присоединений к инструменту, компрессору и между собой;
— для крепления шлангов к штуцерам и ниппелям следует применять только кольца и стяжные хомутики;
— включать подачу только после установления инструмента в рабочее положение;
— не допускать холостого хода инструмента;
— при перенесении пневматического инструмента не держать его за шланг или рабочую часть;
— при неисправности инструмента прекратить работу и сообщить об этом мастеру;
— по окончании работы вынуть из инструмента рабочий наконечник.
3.15. Напряжение переносных электрифицированных инструментов должно быть не более 42 В. При работе ними необходимо надевать диэлектрические рукавицы.
3.16. Работу электрифицированными инструментами надо немедленно прекратить при заедании или заклинивании рабочей части, перегреве электродвигателя, пробоях в изоляции или если рабочий ощутил хотя бы слабое действие тока.
3.17. Запрещается ремонтировать или регулировать электрифицированный инструмент самим рабочим.
3.18. При разгрузке из автотранспорта дорожно-строительных материалов (камень, гравий, песок и т.п.) дорожному рабочему запрещено находиться возле транспортного средства со стороны разгрузки.
3.19. При складировании кирпича, шашки брусчатки и т.п. высота штабеля не должна превышать 1,2 м. Отбирать камень из штабеля можно только сверху.
3.20. Запрещается раскидывать камень и прочие строительные материалы на проезжей части, где проезжает автомобильный транспорт.
3.21. Для разгрузки, перенесения и установления вручную бортовых камней, бетонных лотков, блоков и других конструкций необходимо пользоваться специальными захватами.
3.22. Погрузку камня, шашки или брусчатки на транспортные средства вручную следует проводить с одной стороны. Все рабочие, занятые погрузкой, должны стоять приблизительно на одинаковом расстоянии от транспортного средства.
3.23. При работах на склонах выемок и насыпей глубиной (высотой) больше трех метров и крутизной склонов более 1:1, при влажной поверхности склона более 1:2 следует принимать дополнительные меры по охране труда против возможного падения и скольжения по поверхности склона (стремянки, предохранительные пояса и др.).
3.24. В грунтах естественной влажности с нарушенной структурой, при отсутствии грунтовых вод в расположенных поблизости подземных сооружениях рыть котлованы и траншеи можно с вертикальными стенками без крепления на глубину не более:
— 1 м – в песчаных и гравелистых грунтах;
— 1,25 м – в супесках;
— 1,50 м – в суглинках, глинах и сухих лесоподобных грунтах;
— 2 м – в особо плотных грунтах, которые требуют применения ломов, кирок, клиньев при ручной разработке.
3.25. При наступлении заморозков необходимо очищать склоны от камней, чтобы они не скатывались в котлованы и траншеи во время оттепели.
3.26. Разбирать дощатые крепления котлованов или траншей следует в направлении снизу-вверх по мере обратного засыпания грунта.
3.27. Засыпать котлованы или траншеи только в присутствии мастера или по его письменному разрешению.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Заметив нарушения требований охраны труда другими рабочими или опасность для окружения, необходимо предупредить людей об опасности.
4.2. Если выявлены оголенные или оборванные провода, кабели электросетей, утечка нефтепродуктов из трубопроводов, запах газа из газопроводов, расположенных возле автомобильной дороги, дорожный рабочий должен сообщить об этом мастеру или в органы местного самоуправления.
4.3. В зимний период при неблагоприятных метеорологических условиях (метель, гололед и др.) дорожный рабочий должен выйти из рабочей зоны до ближайшего населенного пункта.
4.4. При метеорологическом предупреждении грозы, сильного ветра – 15 м/сек и более – необходимо выйти из рабочей зоны. Запрещается прятаться под деревьями.
4.5. В случае возгорания горючего, битума или смолы запрещается для гашения их применять воду, так как возможно бурное кипение ее или выброс вместе с горючей жидкостью. Для этого следует засыпать пламя песком, землей или накрыть источник огня брезентом.
4.6. При несчастных случаях дорожный рабочий должен оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, а в случае необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить администрации.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. По окончании работ дорожный рабочий должен очистить инструменты, устройства и положить их в отведенное для этого место.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Котлованы и колодцы накрыть щитами, огородить и принять меры против возможного падения туда людей, животных.
5.3. Обо всех неисправностях ручного и механизированного инструмента следует сообщить механику или производителю работ.
5.4. Дорожные рабочие, работающие на дороге, по окончании работ должны снять спецодежду, спецобувь и предохранительные устройства, очистить их от пыли и другой грязи и положить в отведенное для хранения место.
5.5. После окончания работ следует вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ. Для мытья рук, загрязненных битумом или гудроном, следует использовать дизельное топливо, керосин, кальцинированную соду и мыло.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда