Инструкция по охране труда для бортового проводника

Настоящая инструкция по охране труда для бортового проводника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда разработана для бортового проводника (далее — бортпроводник) и направлена на обеспечение его безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе выполнения должностных обязанностей.
1.2. К работе в качестве бортпроводника допускаются лица старше 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие специальное обучение, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую помощь пострадавшим, прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
1.3. Не реже 1 раза в 6 месяцев бортпроводник проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в 12 месяцев – очередную проверку знаний требований охраны труда.
1.4. В случае нарушения требований инструкции, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней бортпроводник должен пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой). Лицо, не прошедшее инструктаж или показавшее неудовлетворительные знания по охране труда, к работе не допускается.
1.5. Для контроля состояния здоровья бортпроводник проходит медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) в установленном порядке.
1.6. Бортпроводник должен соблюдать установленный режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и т.д.
1.7. Во время работы на бортпроводника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
— воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
— воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);
— вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
— воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
— выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
— повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);
— предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
— нахождение вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;
— перепад давления (при наборе высоты и снижении);
— недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);
— острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;
— повышенный уровень шума и вибрации;
— повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
— недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;
— пожар или взрыв на борту воздушного судна;
— психоэмоциональные перегрузки.
1.8. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха бортпроводник должен сообщить командиру воздушного судна о своем состоянии и обратиться за медицинской помощью.
1.9. Бортпроводника необходимо обеспечить специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи.
1.10. Бортпроводник должен уметь оказывать первую помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.
1.11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов бортпроводник должен соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
1.12. Бортпроводник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
1.13. Запрещено приступать к выполнению работ в состоянии алкогольного, наркотического и иного другого вида токсического опьянения, в болезненном и утомленном состоянии.
1.14. Работник несет ответственность за нарушение требований охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Бортпроводник перед полетом должен проходить обязательный предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Перемещение бортпроводника по территории аэродрома допускается только с помощью автотранспорта. В исключительных случаях при перемещении по территории аэродрома пешком необходимо применять сигнальный жилет со светоотражающими элементами и соблюдать следующие требования:
— ходить только по специально предназначенным маршрутам;
— контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток;
— помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;
— соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.
2.3. Опасно находиться на расстоянии:
— менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;
— менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;
— менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций;
— менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
2.4. В процессе предполетной подготовки бортпроводнику необходимо:
— соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся возле воздушного судна;
— быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;
— проверить исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;
— осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;
— убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;
— проверить надежность крепления электрокипятильников.
2.5. Бортпроводнику запрещается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов.
2.6. Перед началом посадки и высадки пассажиров бортпроводнику следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней.
2.7. Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.
2.8. В случае несогласованного отгона трапа бортпроводник предупреждает об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет.
2.9. Бортпроводник имеет право давать разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа.
2.10. Бортпроводник не должен допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета.
2.11. Бортпроводнику не следует пользоваться люками, ведущими из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время разбега самолета и в течение 10 минут после взлета бортпроводнику следует находиться на служебном месте и быть пристегнутыми предусмотренными для этого привязными ремнями.
3.2. На протяжении всего полета бортпроводнику необходимо осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков.
3.3. Бортпроводник должен не допускать захламленности своего рабочего места.
3.4. Бортпроводник контролирует и требует соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждает их возможные действия по нарушению этих правил.
3.5. При загорании светового табло «ЗАСТЕГНУТЬ ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ» бортпроводник проверяет выполнение этого требования пассажирами, после чего занимает свое рабочее место и застегивает привязные ремни.
3.6. Бортпроводник должен использовать все электронагревательные приборы по прямому их назначению.
3.7. Запрещается заваривать чай и кофе в электрокипятильнике, а также подогревать жидкости в электрическом духовом шкафу. При работе по подогреву питания в духовом шкафу бортпроводнику следует пользоваться жаровлагостойкими перчатками (рукавицами), обеспечивающими защиту от ожогов.
3.8. Разлив горячей воды из электрокипятильника осуществляется только через краны. Во избежание несчастных случаев запрещается разливать горячую воду через верхнюю горловину электрокипятильника.
3.9. В случае необходимости открывать крышку электрокипятильника с горячей водой можно не ранее, чем через 10 минут после отключения его от электросети.
3.10. Для открывания бутылок и консервных банок следует пользоваться только исправными и предназначенными для этого приспособлениями и инструментами, предоставленными работодателем.
3.11. При раздаче пассажирам питания необходимо выполнять следующие требования:
— обслуживание пассажиров производится только на исправном оборудовании;
— обслуживание пассажиров с тележки производится двумя бортпроводниками.
3.12. Тележки должны быть в исправном состоянии с хорошо закрывающимися дверцами и работающими стопорами.
3.13. При обслуживании без тележки следует выносить в салон не более двух подносов (ланч-боксов) одновременно, при сборе грязных ланч-боксов брать не более четырех.
3.14. При приближении воздушного судна к зоне сильной турбулентности по информации командира воздушного судна и при загорании табло «ЗАСТЕГНУТЬ ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ» бортпроводнику следует прекратить раздачу питания и напитков, продажу сувениров и т.п., предупредить пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями, принять меры по предотвращению падения ручной клади и личных вещей и т.п., после чего занять свои места и пристегнуться привязными ремнями.
3.15. При пользовании кислородного оборудования бортпроводник должен помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.
3.16. Перед посадкой воздушного судна бортпроводник обязан отключить электропитание всех бытовых приборов и проверить надежность их закрепления.
3.17. Перед посадкой бортпроводнику следует проверить, пристегнуты ли все пассажиры привязными ремнями, и самим занять свое рабочее место и пристегнуться привязными ремнями.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении каких-либо повреждений в электронагревательных приборах необходимо отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете не разрешается.
4.2. При обнаружении пожара и/или дыма на борту воздушного судна бортпроводнику необходимо немедленно приступить к тушению пожара, доложить о случившемся командиру воздушного судна и принять меры по предупреждению паники среди пассажиров.
4.3. Для тушения пожара в салоне самолета применяются переносные огнетушители.
4.4. При ликвидации пожара в самолете на земле бортпроводнику, кроме бортовых, следует дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
4.5. Действия бортпроводника в других особых случаях должны соответствовать требованиям руководства по летной эксплуатации.
4.6. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая при этом собственную безопасность, оказать ему первую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Бортпроводник должен выходить из самолета на трап только после его окончательной установки по команде лица, ответственного за подгон и отгон трапа.
5.2. После посадки воздушного судна на стоянку бортпроводник должен занять свое место у входных дверей и проконтролировать установку трапа, оказать помощь пассажирам при сходе на трап.
5.3. После выхода последнего пассажира бортпроводнику следует установить на дверях ограничительные ремни.
5.4. При спуске по трапу бортпроводнику необходимо соблюдать меры предосторожности, держаться за поручень и не перешагивать через несколько ступеней.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда