Инструкция по охране труда для артистов, занятых в постановках батальных сцен

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для артистов, занятых в постановках батальных сцен.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К участию в батальных сценах допускаются артисты не моложе 18 лет, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, прошедшие медицинское освидетельствование (осмотр), обучение безопасным приёмам и методам работы, вводный инструктаж по охране труда, первичный (повторный) и целевой инструктажи по охране труда на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. На артистов, занятых в постановке батальных сцен могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы, подъёмно-транспортные устройства, вращающиеся и перемещающиеся приспособления; применяемое в постановках холодное и огнестрельное оружие;
— применяемые в постановках фейерверки, пиротехника, лазерные установки;
— повышенная запылённость воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— отсутствие или недостаток естественного света;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенная яркость света;
— физические, статические и динамические нагрузки, рабочая поза и перемещение в пространстве, сменность и продолжительность работы, темп и ритм движений, монотонность, информационные и нервно — эмоциональные нагрузки и перенапряжения.
1.3. Батальные сцены должны быть хорошо отрепетированы. Перед каждым спектаклем, концертом режиссёр (помощник режиссёра), ведущий спектакль, концерт должен проинструктировать исполнителей (провести целевой инструктаж по охране труда), а наиболее опасные фрагменты батальных сцен прорепетировать и сделать соответствующую запись в журнале учёта инструктажа на рабочем месте.
1.4. Все артисты, занятые в мизансценах с применением холодного оружия, в боях, в фехтовании, в поединках и т.д. должны пройти специальное обучение безопасному владению холодным оружием и тщательно отрепетировать поставленный рисунок боя. Артисты, не прошедшие специальных репетиций, к спектаклю не допускаются.
1.5. Ввод нового исполнителя в батальные сцены без прохождения соответствующей подготовки и репетиции не допускается.
1.6. К исполнению батальных сцен, связанных с большим физическим и нервным напряжением, должны допускаться актёры только после получения разрешающего письменного медицинского заключения.
1.7. Исполнение номеров, связанных с каким-либо риском для жизни или здоровья актёров должно поручаться подготовленным актёрам, прошедшим специальную тренировку. В противном случае, эти действия должны выполняться специалистами — дублёрами (актёрами цирка, каскадёрами, спортсменами и т.п.).
1.8. Артисты должны немедленно извещать руководство о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.9. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.10. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, артисты несут ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. При постановке батальных сцен, на основании письменных рекомендаций постановщика, руководством театра должен быть издан приказ, в котором отражаются конкретные требования к исполнителям и мероприятия по их обеспечению защитными средствами (маты, сети, защитные жилетки т.д.) со стороны работников постановочной части.
2.2. При постановке батальных сцен ответственный за оружие (помощник режиссёра или режиссёр, ведущий спектакль, концерт) должен проверять его перед каждым спектаклем, концертом.
2.3. Пользоваться во время репетиций, спектакля, концерта оружием, не принадлежащим театру, концертной организации, без проверки и приведения его в состояние, соответствующее изложенным ниже требованиям, запрещается.
2.4. Сабли, кинжалы, ножи и другое холодное оружие, применяемое в спектакле (репетиции) может быть подлинным и бутафорским, в массовых сценах боя применение подлинного оружия запрещается.
2.5. Холодное оружие должно иметь затупленные лезвия, закруглённые и тупые концы. Эспадрон, рапира, штык, копьё и т.п. должны быть снабжены предохранительными наконечниками. Наконечники не должны быть съёмными. У шпаг, мечей, кинжалов, сабель, шашек, палашей колющая и режущая стороны спиливаются и закругляются.
2.6. Рукоятки (эфесы) у всех видов холодного оружия должны быть исправными, надежно прикреплёнными к клинкам и удобными. Сабли, шашки, палаши и шпаги должны иметь надёжно прикреплённые темляки. Использование холодного оружия без темляка — запрещено.
2.7. Огнестрельное оружие должно иметь просверленный ствол.
2.8. Выдача холодного и огнестрельного оружия на репетицию, спектакль, концерт должна регистрироваться в специальном журнале работником, ответственным за хранение, учёт и выдачу оружия (заведующий художественно-постановочной частью или иное должностное лицо, назначенное приказом работодателя).
2.9. Бутафорское холодное оружие должно изготовляться без острых концов и лезвий.
2.10. Артистам при получении и перед использованием оружия необходимо убедиться в соответствии последнего требованиям, изложенным в настоящей инструкции.
2.11. Перед выходом из артистической уборной на спектакль, концерт или репетицию артисту необходимо осмотреть свой костюм, обувь и убедиться в том, что они исправны.
2.12. Реквизит (ордена, портупея, пояса и др.) должен прикрепляться к костюму или надеваться на актёра так, чтобы исключить возможность нанесения травмы актёру или его партнёрам.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Артисты должны выходить на сцену для участия в репетициях или спектаклях (концертах) только после полной подготовки сцены к работе. Подготовка сцены включает следующие виды работ: монтировка и проверка надёжности установки и крепления всех частей декораций, проверка наличия соответствующих ограждений игровых площадок станков, креплений перил лестниц. Необходимо, также, подготовить световую дорожку, проверить наличие наклеенной светящейся ленты на краях перепада по высоте станков и других игровых площадок, провести проверку состояния планшета сцены и основных проходов на сцене.
3.2. Разрешением для выхода на сцену является вызов артиста режиссёром, ведущим спектакль, концерт и (или) инспектора сцены.
3.3. При переносе оружие (пики, рогатины, алебарды, знамёна, винтовки) держать остриём вверх, в вертикальном положении. Холодное оружие (сабли, рапиры, кинжалы, мечи, шпаги) — остриём вниз.
3.4. Используемые в сценах сабли, шашки, палаши и шпаги и т. п. должны крепиться к руке темляками.
3.5. Все мизансцены необходимо выполнять строго по сценическому заданию. Артистам, занятых в мизансценах с применением холодного оружия в боях, фехтовании, поединках и т.д. запрещается самостоятельно вводить элементы защиты, нападения или другие действия, не предусмотренные постановщиком спектакля.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения неисправности оружия, полученной во время репетиции или во время проведения спектакля, а также некачественного соединения и крепления декораций, установку бутафорских изделий, неисправности в электрической проводке, артист обязан:
— немедленно сообщить о неисправностях мастеру постановочного цеха или помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль, концерт (репетицию);
— прекратить репетицию, если эти неисправности угрожают жизни и здоровью работников;
— не приступать к репетиции до устранения неисправностей.
4.2. При несчастных случаях артист обязан:
— немедленно сообщить о случившемся происшествии помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль, концерт (репетицию) или руководителю постановочной части;
— срочно принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему;
— сопроводить пострадавшего в кабинет дежурного врача, если это не возможно — вызвать врача или скорую помощь по телефону 103, по возможности сохранить обстановку, при которой произошёл несчастный случай;
— не приступать к репетиции до получения соответствующего разрешения.
4.3. При появлении очага возгорания необходимо:
— отключить электрооборудование;
— организовать эвакуацию людей;
— немедленно приступить к тушению пожара имеющимися средствами первичного пожаротушения;
— сообщить руководству.
4.4. При возгорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.5. При невозможности выполнить тушение собственными силами необходимо вызвать пожарную бригаду по телефону 101.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Покинув сцену, артисту необходимо сдать оружие, прибыть в артистическую уборную, снять грим, протереть лицо лигнином, смазать лицо кремом, при необходимости принять душ.
5.2. Нательное бельё после использования подлежит стирке и проглаживанию горячим утюгом.
5.3. При приёме одежды (костюма) у артиста костюмер должен проверить карманы и удалить из них посторонние предметы.
5.4. По мере загрязнения костюмы должны отдаваться в стирку или химчистку.

Скачать Инструкцию

Пройти обучение по охране труда